Этот МАНИФЕСТ словно написала я сама. А это именно манифест) британского блогера Кейт Стюарт.
БУНТУЙ. СОПРОТИВЛЯЙСЯ. ЧИНИ.
Kate Stuart
"На памяти ныне живущих было время, когда деревянный гриб для штопки был таким же незаменимым предметом домашнего обихода, как веник и совок. А лоскутные одеяла из старой одежды шили все.
Может, вы помните баночку для пуговиц – у моей бабушки была стеклянная банка для печенья с металлической завинчивающейся крышкой. Или деревянную шкатулку для шитья двоюродной бабушки, наполненную заклепками и обрезками резинок, подушечками для булавок и игольницами.
Не так давно заштопывали дыру на колене брюк, штопали танец мотыльков на джемпере из чистой шерсти, заменяли потерянную пуговицу. Аккуратные стежки медленно рассказывали об истории этого предмета одежды. Одежду, которая хранила нас в тепле и сухости, почитали, уважали, чинили.
Я выросла в доме, где шили и чинили одежду.
Когда вы шьете одежду сами или у кого-то, кого вы любите, вы понимаете и цените энергию, необходимую для ее создания. Совсем недавно, где-то в основе и утке наших отношений с одевающими нас волокнами, были разорваны жизненно важные связи с чистой человеческой силой, что вливается в пряжу, из которой получается ткань. Сломаны намеренно.
Нам промыли мозги индустрия быстрой моды и СМИ, – силы, которые крутят винтики в нашем обществе потребления.
"Выбросьте и купите другое". Маркетинговые игры разума. Они заставили нас выучить урок – гораздо проще, быстрее и дешевле купить новый джемпер, платье, шляпу, чем чинить прежний. И мы поверили: время, затрачиваемое на починку одежды, имеет большую ценность, чем время на ее изготовление кем-то очень далеким, кто получает недостаточно средств для жизни.
За три года, прошедшие с тех пор, как я написала “Починка одежды как акт восстания”, ситуация действительно изменилась. Мы коллективно осознаем свою силу против индустрии моды и СМИ, – сил, которые повернули шестеренки. Они уже начинают замедляться и скоро остановятся. Но многое еще нуждается в починке.
Я всегда думала, что мое знакомство с текстилем началось в подростковом возрасте – с уроков труда в школе и первого лоскутного одеяла. Я приходила домой и видела, как моя мама шьет и чинит для нас одежду. Но по мере того, как я становлюсь старше, я все больше обнаруживаю, что все мои предки были связаны с изготовлением, починкой и созданием одежды. Я задаюсь вопросом: а может, моя любовь к текстилю что–то врожденное, что было подарено мне вместе с голубыми глазами и сильным носом Стюарта?
Идея сделать из крошечных кусочков ненужной ткани похожее на красочную мозаику покрывало размером с кровать пробудила во мне восхищение, которое до сих пор не угасло. Мне было 17, когда я сшила свое первое изделие – необычное радужное шестиугольное одеяло. Оно начинало свою жизнь как костюм Золушки на вечеринке по случаю 18-летия подруги, затем стало импровизированным чехлом для гитары, позже укрывало моих малышей, и в течение последних 30 с лишним лет, украшало спинку каждого дивана, который у меня когда-либо был... С тех пор я сшила много одеял для людей, и каждое из них было сшито из старой, нелюбимой, ненужной одежды.
Старая, как мир, концепция использовать старую одежду для создания новых вещей всегда присутствовала в том, что я делала. Это дешевле и всегда казалось экологически безопасным выбором, так что я редко покупаю новую ткань.
Как-то моя покойная мама решила перебрать одежду трех поколений, хранившуюся у нее на чердаке, и обнаружила, что не может ничего выбросить из–за воспоминаний, которые они вызывали о любимых людях. Рубашку брата с ковбойским принтом, рубашку отца для гольфа, крошечные гольфики, бабушкин пеньюар в цветочек со сшитыми вручную карманами. Так родилась идея сшить одеяло, содержащее все эти драгоценные воспоминания. Это было мое первое "памятное" одеяло. В нем хранились фрагменты маминого прощального наряда, старые пижамы всех ее детей, домашний халат ее бабушки, любимый галстук моего отца. С тех пор я шью лоскутные одеяла "с эффектом памяти". Мне доставляет столько радости знать, что ткань, которую когда-то могли выбросить, перерабатывается в практичные, удобные для использования одеяла. В этой ткани – воспоминания, что соединяют нас с историями из прошлого.
Для меня очень важна связь между внутренней эмоциональной ценностью предмета одежды и ресурсами, которые были затрачены на его создание. В каждом сшитом лоскутном одеяле я вижу, как эта связь находит свой путь в новое осознание. Она помогает нам соединить точки между производством меньшего количества отходов и повторным использованием того, что у нас уже есть. Помогает пересмотреть то, что нам действительно нужно.
Аналогичным образом, если я чиню одежду, я заявляю, что понимаю эту связь. Когда я ношу заштопанную одежду, я особенным, видимым образом сообщаю об этом другим. Это словно тихий шепот, призывающий присоединиться к банде.
Молчаливое признание того, что наш мир нуждается в том, чтобы мы учитывали влияние вещей, которыми мы владеем, и вещей, которые мы выбрасываем. Пауза. Пространство, чтобы вдохнуть новую жизнь в старые вещи.
"Видимая починка", то есть починка там, где очевидно, что одежда была починена и видна всем, сейчас более приемлема, чем когда-либо прежде.
Текстильные истории стольких культур по всему миру на протяжении многих жизней так прославляли "видимую починку", что мы только начинаем это понимать и признавать. Когда мы чиним одежду, мы вшиваем в волокна ткани историю о том, что именно порвалось, какая маленькая катастрофа произошла. Мы рассказываем историю о ушибленном колене, протертых локтях, потерянной пуговице, часто используемом кармане, об отряде чешуекрылых.
И в историях, и в стежках, мы можем рассмотреть нечто большее.
Всю починенную одежду наших предков, которые снова и снова сшивали разошедшиеся швы, потому что другого выхода не было.
В этих стежках мы можем почтить память рук, изготовивших эту ткань. Почтить место на земле, где произрастало волокно, из которого получалась нить, ставшая тканью.
И, самое главное, в этих стежках есть переосмысление той власти, которой мы обладаем, чтобы изменить мир к лучшему.
Осознание, что мир принадлежит не тем, кто управляет коммерцией, а вам. И мне.
Иголка и нитки в наших коробочках для шитья - это такие же инструменты для бунта, какими они когда-либо были. Давайте воспользуемся ими.
Да здравствует революция!
Эта статья была впервые опубликована в Up! Журнал, сентябрь 2022 года."
Кейт Стюарт
Манифест словно написан мной.
Если вы давно в этом сообществе, то знаете, что я начала писать о штопке и ремонте одежды несколько лет назад. Судорожно искала информацию об этом и ее не было. А потом она появилась на всех языках. Стала видимой. Параллельно в разных уголках земли.
Так потрясающе тонко. Знать, что одновременно со мной тысячи таких же активистов по всему миру искали эту же информацию. Мы чувствовали друг друга на расстоянии. Многие из нас проявились. Несколько десятков авторов из разных культур, пишущих на разных языках. Одновременно. Вау.
PS: Еще плюс к теме - как мало различий между советским и не-советским. Гораздо меньше, чем кажется.